00:00

Бог не без милости, казак не без счастья.
Чем больше я стараюсь изучать историю, тем сильнее меня тошнит от современных публицистов, для которых история всего лишь повод поговорить на тему злободневных вопросов.

Жил-был талантливый поэт, который будучи убежденным монархистом выбрал свою сторону в гражданской войне, пошел до конца и был казнен победителями. И иди сейчас речь о, допустим, Анри де Шенье и французской революции, то всем было бы наплевать, но речь зашла о Гумилеве и потекло говно по трубам.

При этом в вопросе критики Минкульта я однозначно на стороне критиков. Да, они забыли о дате. Такое бывает. Но можно было извиниться и не начинать наводить тень на плетень.

Что касается самого Николая Степановича, то я бы отделял Гумилева как поэта от Гумилева как борца с советской властью. Казнили его все же не за стихи, а за активное участие в заговоре.

Комментарии
30.08.2021 в 09:31

молчаливый ПЧ
я бы отделял Гумилева как поэта от Гумилева как борца с советской властью - а от его африканских поездок? А от его военных подвигов? Собственно, если бы в рамках мероприятий к 100-летию убийства Минкульт просто инициировал бы досрочное рассекречевание материалов "дела Таганцева" (а там, напомню, из 253-х томов 250 до сих засекречены до 2042 года), это многих удовлетворило бы
30.08.2021 в 10:01

Все грибы съедобны, но некоторые только один раз.
Луначарский сказал "Шенье был также виновен перед своей республикой, как Гумилев перед нашей".
От себя еще замечу, что людей, собирающихся сдать своих детей в детдом, чтобы они не мешали им писать, расстреливать, безусловно, надо. Это про дочь от второй жены Анны Энгельгардт.
30.08.2021 в 10:19

Бог не без милости, казак не без счастья.
Jake Enotoff, я, наверное, неправильно выразился. В общем, мой подход таков: Гумилев это человек своей эпохи. Жил как человек эпохи, умер как человек эпохи. Вот как, например, Овидий. Жил, писал стихи, попал в опалу и уехал к черту на кулички. Или тот же Цицерон.

Гумилева нужно помнить и чтить как поэта, как путешественника, офицера Первой мировой. Это на гос.уровне. А вот помнить и чтить его как заговорщика могут в свое удовольствие те, для кого советская власть враг. Возводить это на гос.уровень неправильно.
30.08.2021 в 18:24

Хорошо там, где я.
людей, собирающихся сдать своих детей в детдом, чтобы они не мешали им писать, расстреливать, безусловно, надо.
Алисанда Кортелуаз, интересно, а как он это собирался осуществить на практике, если сам был жив-здоров и жена была жива? Детдом РФ и СССР - это же учреждение интернатного типа для детей-сирот и детей, официально лишённых попечения родителей. Основные за­да­чи детских домов - пси­хо­ло­го-пе­да­го­гическая реа­би­ли­та­ция де­тей и их со­циа­ли­за­ция, под­го­тов­ка к са­мо­сто­ятельной жиз­ни. Сиротское учреждение же.
:shy:
30.08.2021 в 18:37

Все грибы съедобны, но некоторые только один раз.
Talie,
А очень просто.:)
Читаем Одоевцеву.




Весной 1921 года обнаружилось, что Анна Николаевна, как он подчеркнуто официально звал свою жену, почему-то не может продолжать жить в Бежецке и должна приехать в Петербург.

<…> Вместе с Аней приехала и Леночка.

– Можно с ума сойти, хотя я очень люблю свою дочку, – жаловался Гумилев. – Мне для работы необходим покой. Да и Анна Николаевна устает от хозяйства и возни с Леночкой.

<…> И тут Гумилев принял свое «соломоново решение». Он отдал Леночку в один из детдомов.

Этим детдомом, или, по-старому, приютом, заведовала жена Лозинского, его хорошая знакомая. Гумилев отправился к ней и стал ее расспрашивать, как живется детям в детдоме.

– Прекрасно. Уход, и пища, и помещение – все выше похвал, – ответила она. Она была одной из тех возвышенно настроенных интеллигенток-энтузиасток, всей душой преданных своему делу, – их было немало в начале революции. Гумилев улыбался.

– Я очень рад, что детям у вас хорошо. Я собираюсь привести вам мою дочку – Леночку.

– Леночку? Вы шутите, Николай Степанович? Вы хотите отдать Леночку в детдом? Я правильно поняла?

– Совершенно правильно. Я хочу отдать Леночку вам.

Она всплеснула руками:

– Но это невозможно. Господи!..

– Почему? Вы ведь сами сейчас говорили, что детям у вас прекрасно.

– Да, но каким детям? Найденным на улице, детям пьяниц, воров, проституток. Мы стараемся для них все сделать. Но Леночка ведь ваша дочь.

– Ну и что из этого? Она такая же, как и остальные. Я уверен, что ей будет очень хорошо у вас.

– Николай Степанович, не делайте этого! Я сама мать, – взмолилась она. – Заклинаю вас!

Но Гумилев только упрямо покачал головой:

– Я уже принял решение. Завтра же я привезу вам Леночку.

И на следующий день дочь Гумилева оказалась в детдоме.

Передавая мне этот разговор, Гумилев недоумевал.

– Как глубоки буржуазные предрассудки. Раз детям хорошо в детдоме, то и Леночке там будет хорошо. Смешно не пользоваться немногими удобствами, предоставленными нам. Тогда и хлеб и сахар по карточке брать нельзя – от большевиков.
30.08.2021 в 20:39

душная гомофобная троллолита
Алисанда Кортелуаз, От себя еще замечу, что людей, собирающихся сдать своих детей в детдом, чтобы они не мешали им писать, расстреливать, безусловно, надо.
Где-то заплакала одна Мария Цветаева

а от его африканских поездок? А от его военных подвигов?
Разделять. Также, как разделяют Дудаева-президента Ичкерии от Дудаева-генерал-майора авиации.
30.08.2021 в 20:47

Все грибы съедобны, но некоторые только один раз.
Где-то заплакала одна Мария Цветаева

Как я люблю людей, считающих, что Цветаеву звали Мария! :lol::lol::lol:
Они свежи, как молодой редис, и незатейливы, как грабли.
30.08.2021 в 21:01

душная гомофобная троллолита
Алисанда Кортелуаз,
1. извините, я изрядно пьян-у меня сегодня День Рождения. Спасибо.
2. Пишу с телефона. Я тое люблю людей, которые так уважают опечатки. Еще раз спасибо.
30.08.2021 в 21:53

молчаливый ПЧ
как разделяют Дудаева-президента Ичкерии от Дудаева-генерал-майора авиации - то есть люди, которые негодовали по поводу памятной доски Колчаку - полярному исследователю, не отделяя его от Колчака-политика, были неправы? Согласен, спорить не стану :smiletxt:
30.08.2021 в 22:33

Бог не без милости, казак не без счастья.
[L]lexiff[/L], а вот тут ты ошибаешься. Преступление и/или предательство перечеркивают былые заслуги. Это касается и Дудаева, и Маннергейма, и Розенберга и много кого.

Вопрос в том, что Гумилев не совершил антигосударственного преступления, он продолжал сражаться на гражданской войне. Мы сейчас можем себе позволить не судить ни с точки зрения красных, ни с точки зрения белых. Он хотел свергнуть большевиков. Ок. А за четыре года до этого большевики свергли Временное Правительство. Чем он хуже?

Алисанда Кортелуаз, а теперь представьте, что человек готовит вооруженный заговор и знает, что рискует жизнью. Вопрос: что лучше отдать дочь другим людям, отведя от нее всякую угрозу, или сделать заложницей своей борьбы?

Я не оправдываю Гумилева. Я не знаю, что им реально двигало, но факты говорят о том, что уже тогда он активно действовал против власти и ходил по лезвию.
30.08.2021 в 22:42

душная гомофобная троллолита
Jake Enotoff, Конечно правы. Разделять, чтобы изучать то что они сделали, как и почему где-то что-то не выгорело.
Почитать-это совсем-совсем иной коленкор.
Эффект старого шотландца который всего разок по пьяни с козой начудил.
31.08.2021 в 10:04

Все грибы съедобны, но некоторые только один раз.
Makskozak,
Я не знаю, что им реально двигало
Ключевые слова.

Если бы он думал о благе дочери, неужели Одоевцева бы об этом не написала, расписав, как он страдал и мучился, но был вынужден...? Она вроде бы была антисоветчицей.)) И что же он тогда с женой не развелся, чтобы отвести от нее угрозу?
В тексте четко сказано, что дочь мешала ему работать и жену отвлекала. Никаких других причин не было.

Очень рекомендую почитать еще вот это. О Льве Гумилеве и его родителях.
www.lib100.com/mama/psy_family/html/?page=57

родители, которые так часто цитировали слова Достоевского о том, что ничто в мире не стоит одной детской слезы, сами обрекли своего сына на эти слезы, они изуродовали его характер, превратили в нелюдима и мизантропа. Фанатичные поклонники красоты и милосердия, эти люди любили все человечество, но не способны были хотя бы на капельку отрешиться от своих эгоистических устремлений, чтобы как-то скрасить жизнь ненужного, чужого им ребенка, свою любовь к которому они так замечательно воспевали.

31.08.2021 в 12:19

молчаливый ПЧ
Алисанда Кортелуаз, неужели Одоевцева бы об этом не написала, расписав, как он страдал и мучился, но был вынужден...? - а он должен был исповедовать перед Одоевцевой свои истинные мотивы и показывать слабости?

Это если не затрагивать момент, что Одоевцева сама по себе тот ещё источник: очень много пристрастности, передёргиваний и невольных неточностей (см. О Лекманов "«Жизнь прошла. А молодость длится…» Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой «На берегах Невы»"). Собственно, даже в приведённом отрывке: Этим детдомом, или, по-старому, приютом, заведовала жена Лозинского - вообще-то речь о Татьяне Лозинской, которая никаким детдомом не заведовала, а была учителем в карантинно-распределительном пункте для беспризорных, откуда уже в детдома распределяли.

Но если смотреть биографов, то, например, Полушин (автор жзл-овской биографии) связывает этот поступок с банальным голодом и финансовыми трудностями (в это же время по этим же соображениям Гумилёв переезжает из своей квартиры в общежитие Дома искусств); в биографии от Шубинского - правда без ссылок - прямо написано, что в общежитии ДИ нельзя было держать детей, при этом намекается и на другие мотивы поступка: "...могли быть и другие обстоятельства, которые заставили Гумилева в мае спешно покинуть квартиру на Преображенской (где у него, впрочем, оставалась библиотека и где он временами уединялся с музой… и, сколько известно, не только с музой). Эти обстоятельства связаны с тем доселе смутным историческим сюжетом, который так трагически завершился 25 августа 1921 года в Бернгардовском лесу".
31.08.2021 в 12:38

Все грибы съедобны, но некоторые только один раз.
была учителем в карантинно-распределительном пункте для беспризорных, откуда уже в детдома распределяли.
Это кардинально меняет дело.))))))))

А Полушин и Шубинский, разумеется, всегда кристально честны, беспристрастны, и пишут правду, только правду и ничего, кроме правды.:lol: Прямо как Холмогорий.
31.08.2021 в 12:56

молчаливый ПЧ
Алисанда Кортелуаз, в вашем комментарии не хватает вступления "Здравствуйте дорогой Мартин Алексеич!", для полноты картины
02.09.2021 в 16:30

Эээ, ну из отрывка Одоевцевой картина вырисовывается довольно чёткая. Хотя она могла привирать и передёргивать, да, тем более что пересказ вообще из третьих лиц. Например, Гумилёв мог быть гордой птицей и вместо того, чтобы признаться в финансовых трудностях и том, что ребёнок недоедает, ограничиться туманным "не понимаю, что тут такого". Этого мы знать не можем. Но даже так предположение, что он дочь хотел именно уберечь,  сомнительное. Первичным кажется порыв "убрать, чтобы не мешала". Причём это убрать может относиться необязательно к дочери как к мешающему объекту, а, например, к заботам, связанным с её обеспечением. Тип она в детдоме, и ему уже не надо беспокоиться о том, как её прокормить (сам он может без еды выдержит, а ребёнок-то нет). Но даже так как-то очевидно, что ему борьба с большевизмом была важнее семьи. И я это не осуждаю, есчо, скорее это не кажется мне спорным фактом, который нужно доказывать))